Со времен своего дебюта в начале 1990-х гг. в качестве
андеграундной музыки рэп является ведущим музыкальным жанром в Грузии –
стране, известной скорее изысканным многоголосным хоровым пением, чем
пульсирующими ритмами хип-хопа.
Однако, хотя циники могут
поставить под вопрос существование собственно грузинского хип-хопа,
мотивы, стоящие за этим явлением, достаточно просты: для создания
произведений хип-хопа не требуется ни больших денег, ни серьезных
усилий.
«Я родом с кутаисских улиц, исполнял там рэп еще в 1990
г.», сказал 35-летний Шави Принси (Черный Принц), бесспорно самый
старый хип-хоппер и одна из самых ярких звезд рэпа. Кутаиси –
промышленный город с населением 186 000 человек, расположенный в
западной Грузии и считающийся одним из центров местного рэпа. «Все, что
у меня было, это микрофон и колонка с усилителем».
Услышав песню
группы «Паблик энеми» «Никогда не поверю», Шави Принси увлекся
хип-хопом и научился танцевать, копируя движения по видеозаписям.
«Конечно, я не понимаю английский, но чувствую музыку и то, что они
хотят сказать. Я понимаю общий смысл», сказал Принси, в свое время
учившийся играть на клавишных и ударных. В песнях Принси воспевается
марихуана и «повседневность». «Люди любят рэп за его ритм – под него
можно танцевать».
Однако, по словам грузинских рэпперов, их
музыка не просто имитация звуков, родившихся в нью-йоркском Южном
Бронксе. «Мы жили при коммунизме, на наших улицах шла война», говорит
30-летний тбилисский рэппер Бедина. «Мы против войны, против
наркотиков. Если нужен хлеб, есть способы получше, чем торговать
наркотиками».
Песни Бедины отражают его историю «уличного парня»
бурных 1990-х гг., пять лет тюрьмы за хранение оружия и жизнь после
освобождения. «Принси родом с солнечного запада – там зелено, чистый
воздух», сказал Бедина. «Я родом из асфальта и бетонных блоков».
В
отличие от других частей света, где рэпперы открыто враждуют друг с
другом, грузинские рэпперы гордятся солидарностью друг с другом.
Единственные отличия между стилями рэпа в Кутаиси и Тбилиси – двух
столиц грузинского рэпа – касаются акцентов, темпа и рифмовки, говорит
Шави Принси. Рэпперы из этих двух городов часто выступают вместе.
Бетина
объясняет это грузинской ментальностью. «Нам нравится дружить с
людьми», сказал он. По сравнению с американской сценой, продолжил он,
«в нашем подходе больше справедливости».
Нет и соперничества за
высокие гонорары. В отличие от Запада, где величина звезды измеряется
размерами дохода от продажи записей, грузинские рэпперы и музыканты как
правило не зарабатывают больших денег на продаже дисков. Музыканты не
получают процентов всякий раз, когда их песню крутят по радио. Главным
источником дохода являются концерты. Признание приходит после показа
видеоклипа по местному музыкальному телеканалу, когда зрителей просят
отправить SMS или позвонить и отдать свой голос за понравившийся клип.
Бюджет
некоторых клипов не превышает 100 лари (около 55 долларов). Тем не
менее, несмотря на скромные затраты, они порой демонстрируют высокий
уровень режиссерской работы и записи.
Тбилисский рэппер Бедина
объясняет это эволюцией «упаковки» грузинского рэпа. «В 2002 г.
грузинский шоу-бизнес реально развивался, но рэпперов мало приглашали
на концерты», сказал он. «Потом мы поняли, что должны создавать для
массового потребителя мелодичные музыкальные видео с большим
количеством танцующих девушек».
Западные приемы музыкального
бизнеса не подвели. Популярность рэпа сразу резко возросла. В 2003 г.
армянский дистрибьютор DVD и СD Давид Арутюнов организовал первый в
истории страны рэп-фестиваль в Тбилиси. Все больше молодых людей начали
одеваться в стиле хип-хопа, возникли небольшие группы брейкдансеров. На
стенах домов появились бесконечные граффити, прославляющие
американского рэппера Тупака.
Однако пик популярности местного
рэпа скорее всего остался в прошлом. Из-за отсутствия спонсоров
Арутюнов не смог организовать второго фестиваля рэпа.
Тбилисский
диск-жокей Рамаз Хатиашвили объясняет падение популярности рэпа
увлечением грузин западной поп-музыкой. «Рэп уже не так популярен, как
пару лет назад», сказал Хатиашвили. «Грузины не хотят слушать ничего
грузинского, предпочитая сегодня американскую или английскую музыку».
Бедина
признает отсутствие коммерческого интереса. «В последнее время я не был
на телевидении, возможно потому, что оно против искусства, или же люди
просто устали и не хотят, чтобы им напоминали об их проблемах».
Впрочем,
сохраняется достаточно много поклонников рэпа, главным образом среди
тинейджеров. 27 ноября, несмотря на мороз, бывший советский Дом
культуры в Гори – небольшом региональном центре вблизи сепаратистского
региона Южная Осетия, был до отказа заполнен людьми, пришедшими на шоу
с участием поп-певцов, танцоров и множества рэпперов.
По словам
исполнителей, поскольку хип-хопперы отвечают потребностям своих
поклонников, за будущее грузинского рэпа можно не волноваться. Бедина
говорит: «Народ любит наши тексты, потому что мы поем о наших общих
проблемах.
|
|